Кошки в литературе

Сотрудничая с человеком, кошки внесли вклад не только в развитие экономики в пору ее зарождения. Они оказали воз­действие и на культуру. Особенно сильное влияние в этой об­ласти испытали мастера литературы, что, в общем-то, не долж­но вызывать удивления. Это полезное, элегантное и своеобраз­ное животное дает много пищи наблюдательному уму.

Впервые кошка упоминается в китайских письменных источ­никах шестого века. В тексте говорится, что она очень похожа на тигра, только значительно меньше, живет в доме и ловит мышей. Не остались незамеченными народами разных стран положительные качества кошек, и их с удовольствием пустили в сказки в которых, как и в жизни, эти удивительные существа изображены верными помощниками человека.

С детских лет каждый из нас помнит хитрого и отважного Кота в сапогах, придуманного французом Шарлем Перро, или Кота Котофеича из русского фольклора, пришедшего оттуда в сказку Евгения Шварца «Два клена». Великий Данте, хотя и любил кошек, не соизволил запечатлеть их образы в своих творениях, но после него нашлись писатели, смело сделавшие этот шаг.

«В ночь с 29 на 30 ноября сего года скончался, чтобы проснуться в лучшем мире, мой дорогой воспитанник кот Мурр. На четвертом году своей жизни, полной надежд. Тот, кто знал обес­смертившего себя юношу, кто видел его идущим по пути добро­детели и справедливости, разделит мою скорбь и почтит его па­мять молчанием», — сообщал друзьям пленительный фантазер Эрнст Теодор Амадей Гофман. Он увековечил память о питом­це, списав с него образ героя своего романа «Житейские воз­зрения кота Мурра». В письмах немецкого писателя не раз упоминается о необыкновенной красоте и понятливости его пи­томца. Прототип героя романа нередко возлежал на рукопи­сях хозяина в одном из ящиков письменного стола, самостоя­тельно открывая его лапой.

В книге-памятнике Гофман высказал высокое знание не только человеческой, но и кошачьей натуры, не поступясь художественной правдой ради идеализации кошачьего племени.

Достоин упоминания Чеширский кот из книги об Алисе Льюиса Керолла, загадочный, как положено котам. Среди тысяч персонажей, населяющих феерический роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», не затеряется, обязательно запомнится штабной кот, ночью сделавший рельефной карту военных действий. Англичанин Джером Клапка  Джером всей мощью английского юмора осудит в своем рассказе неприглядные поступки и «Падение Томаса Генри», бывшего хитрым котом, не сумевшим противопоставить ничего хитрости и жадности человеческой.

По  заслугам в классиках кошачьей литературы числится Редьярд Киплинг, чье произведение «Кошка, которая гуляла сама по себе»  в художественной форме демонстрирует кошачьи привычки и показывает, как произошло одомашнивание кошки.

Бытовавшие суеверия отражены в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница», где мачеха-ведьма превращается в злую черную кошку. Но этот персонаж, да еще, пожалуй, жадный негодяй Базилио из «Приключений Буратино» Алексея Николаевича Толстого, да коты из басен Ивана Андреевича Крылова — редкие примеры использо­вания кошек для создания отрицательных образов. Чтобы за­крыть эту тему, необходимо упомянуть еще сатирическдй ро­ман китайского классика Лао Шэ «Записки о Кошачьем го­роде», находящемся на Марсе и придуманном для бичевания гнусностей маоистской культурной революции. Большинство же писателей, как и большинство неписателей, относятся к кошкам с симпатией и уважением.

Поэтичную прозу о кошках писал чех Карел Чапек, любив­ший не только людей, но и животных. Превосходна, например, его новелла «С точки зрения кошки». Это истинный гимн пу­шистому другу; как сказал бы Тургенев — «стихотворение в прозе». Проникнута глубокой любовью к персонажам и свиде­тельствует об отточенном знании материала каждая фраза чу­десного сборника «Были у меня собака и кошка».

Как не вспомнить и Кошку-хромоножку из повести итальян­ского сказочника Джанни Родари «Джельсомино в стране лже­цов», которая подкупает справедливостью, верна в дружбе, сме­ла и находчива в борьбе со злом.

Несомненно, самым известным, самым популярным Котом двадцатого века является кот Бегемот, приближенный из свиты Воланда, описанный в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Кот Бегемот – остроумный и забавный персонаж, вызывающий горячие симпатии читателей.