Что общего у человека и кошки?

Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, считал, что желание отождествлять себя с каким-либо конкретным животным имеет глубокие корни в человеческом подсознании. Он назвал такое желание тотемизмом и отметил, что в некоторых обществах оно приобретает форму религиозного культа. Фрейд предположил, что люди, исповедующие тотемизм, пытаются приобрести определенные психические или физические свойства, которыми, как считается, обладает то или иное животное.

Между соперничающими группировками иногда возникает определенный антагонизм. Проявления тотемизма можно заметить в китайском боевом искусстве кунфу, движения в котором в зависимости от той или иной школы основаны на движениях и повадках различных животных: здесь, исповедуется ловкость кошки,   стремительность  тигра, хитрость обезьяны, упорство охотящегося богомола, быстрота змеи и так далее. Приверженцы этих различных боевых стилей пытаются имитировать как движения, так и темперамент своих тотемных животных. Точка зрения, что тотемизм отнюдь не вышедшее из моды суеверие, дошедшее до нас из глубины веков, а мощнейшая сила, влияющая на людей, подкрепляется пси­хологическими исследованиями, которые обнаружили интригующие личностные различия у владельцев, скажем, собак и кошек.

Два калифорнийских исследователя, Элайн и Кидд, изучали личности 200 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 70 лет. Они также собрали информацию об их субъективных предпочтениях к тем или иным домашним животным. После анализа результатов стало ясно, что «собачники» весьма существенно отличаются от «кошатников». В то время как 48 процентов владельцев собак сказали, что они любят маленьких детей, только 30 процентов любителей кошек сделали это признание. Когда их спрашивали об отношении к подросткам, 30 процентов «собачников» ответили, что им нравится их общество, по сравнению менее чем с 15 процентами «кошатников».

Мужчины, владеющие кошками, делали большой упор на «автономию», отвечая, что они более независимы и уверены в себе, чем владельцы собак любого пола. И мужчины, и женщины, держащие кошек, получили более низкие баллы, чем владельцы собак, когда оценивалась их персональная способность к ухаживанию, а также желание участвовать в делах и проблемах других людей.

Владельцы собак получили высокие баллы в категории «агрессивность», тогда как женщины, держащие кошек, были оценены ниже среднего в этой же категории. Это означает, что мужчины- «собачники», вероятнее всего, будут выражать свои чувства и намерения «силовым образом», тогда как женщины-«кошатницы» предпочитают диаметрально противоположный образ самовыражения. Женщины-«кошатницы» также были оценены «ниже среднего» по категории «доминирование» это означает, что они скорее всего не будут просить за себя, а также маловероятно, чтобы они воспользовались шансами в бизнесе или профессиональных взаимоотношениях.

Портрет «кошатника», нарисованный поданным этих исследований, значительно отличается от образа типичного владельца собаки Люди, предпочипиощие кошек, более склонны к независимости. Это, как правило, свободолюбивые индивидуалы, полагающи­еся исключительно на собственные силы, стоящие несколько особняком от остальных и предпочитающие не слишком ввязываться в дела других людей. Они скорее сами пробьют себе дорогу в этом мире, поскольку более свободны от ограничений, которые налагает общество на людей, и избегают конфронтации, пуская в ход, где возможно, хитрость и всевозможные уловки. Столкнувшись с враждебностью и агрессивностью, они, вероятнее всего, займут позицию пассивного сопротивления, выжидая время для выверенной контратаки.

Владельцы собак, с другой стороны, имеют тенденцию быть более зависимыми от других и предпочитают быть вовлеченными в дела и проблемы окружающих.

Они более самоуверенны и встречают проблемы «в лоб». Они не уступят ни пяди и будут сражаться, если им бросить вызов. В большинстве ситуаций они ощущают потребность доминировать над остальными и бурно реагируют на любую попытку покушения на их права.

Обратите внимание, как точно порой основные характеристики личности «кошатников» совпадают с характеристиками самих кошек. Как однажды сказал известный этолог Конрад Лоренц, «кошка это не социально активное животное, она не мой пленник, просто это независимое существо с почти равным статусом, которому приходится жить в том же самом месте, где живу и я».

Редьярд Киплинг блестяще описывал это желание, тягу к независимости и самостоятельности: «Самое дикое из всех диких животных кошка. Она ходит сама по себе и только там, где ей нравится».

Таким образом, люди, которые любят кошек, похоже, идентифицируют себя с ними до такой степени, что постепенно проникаются уникальным характером этого животного, он накладывает отпечаток на их жизнь и взгляды. Если все это покажется вам невероятным, вспомните, как стремительно и необычно агрессивно большинство любителей кошек набрасываются на обидчика, если тот вздумает причинить вред их питомцу. Также обратите внимание, как многие «кошатники» украшают свой дом картинками и календарями, на которых изображены кошки в самом разном настроении. Когда психоло­ги   проводили   своего   рода   неформальное обследование иллюстраций кошек и собак в домах их владельцев, то обнаружили, что «кошатники» примерно в три раза активнее в этом отношении, чем их «собачьи» соратники. А наше обследование лондонских книжных магазинов лишь подтвердило эту мысль: в среднем на каждые четыре плаката, изображающих кошку или котенка, приходится всего лишь один с собакой или щенком.

В прежние времена поклонники кошек обнаруживали примерно такое же отношение к предмету своего обожания: держали в доме картинки и статуэтки кошек, а в случае нападения защищали священное животное так же яростно, как и детей.

Возможно, эхо этих древних эмоций отозвались в британском суде в 1984 году, когда от судьи потребовалось решить, кто же является владельцем огромного рыжего кота по имени Мармадьюк Джин-гербитс, он же Санни, в зависимости от версий претендентов на животное. Мне рассказали эту любопытную историю в лондонской Лиге защиты кошек.

Ответчик, 57-летний Монти Коэн, обвинялся в краже кота и нападении на своего соседа, офицера полиции по имени Джон Сьюэлл. Констебль Сьюэлл объяснял, что, когда он и его жена вернулись из отпуска дело происходило в прошлом году, они обнаружили, что их кот исчез: Мармадьюк Джин- гербитс был поручен на время отпуска другу Сьюэлла и из его дома пропал. Тем временем, как выяснило следствие, хорошо откормленный рыжий кот стал появляться во дворе соседки, Дорин Смайт. Она утверждала, что видела, как Монти Коэн пытался поймать кота, который, как он сказал, как две капли воды похож на его пропавшего Санни.

«Кот не подпускал его близко, — вспоминала Дорин Смайт, — он припадал к земле, шипел, выгибал спину».

Позже она увидела объявление в окошке лавки на нем была фотография Мармадьюка и обещана награда в десять фунтов. Констебль Сьюэлл отправился к Монти Коэну, и тот показал ему кота.

«Кот повернулся в нашу сторону, — говорит Сьюэлл, — и мысразу же увидели, что это наше животное. Он старался вырваться из рук Коэна и подбежать ко мне и жене».

На первом слушании решение не было принято, но на втором, после 9 месяцев судебной тяжбы, был вынесен вердикт, что кот действительно Мармадьюк Джингербитс. Тот факт, что дело дошло до судебного разбирательства, великолепно иллюстрирует теплые чувства, которые кошки вызывают у большинства законопослушных граждан. Мы не случайно привели эту историю. Кошек в Англии воспринимают едва ли не более серьезно, чем людей. Это говорит о высоком культурном уровне нации.

Еще немного о том, как относятся к кошкам в тех странах, где фелинология уже прочно «стоит на ногах». Дело в том, что в последние годы наши любители кошек стали больше путешествовать. И подмечать все, что связано с кошками за рубежом.   Взять хотя бы США. Кошки давно уже стали кумирами Америки. Невзрачные или царственные, обожаемые или презираемые, охотники за мышами в амбарах или ленивые домашние бездельники, они пленили воображение американцев. Они стали национальной страстью. По популярности они уже обошли собак, а уж количеством…

За последние несколько лет число животных, которых «усыновляют» из приютов, увеличилось на 30 процентов, особенно заметно это в Нью-Йорке и Вашингтоне. Немалую рать играют кошки и в экономике Америки: владельцы привередливых созданий раскошеливаются ежегодно на 1,4 миллиарда долларов, приобретая около миллиона тонн кошачьей пищи  на красочных баночках и коробочках выведены названия: «Миоу микс» (смесь «Мяу»), «Тендер виттлз» («Нежность») и тому подобное. Эти чудесные деликатесы состоят главным образом из соевых бобов, пшеничной муки и кукурузы. В ближайшее время там намечено увеличить выпуск таких продуктов. По-видимому, значительно увеличатся и доходы кошачьих клиник, ветеринарных врачей, зоомагазинов, салонов красоты для кошек…

 80 процентов американских кошек это обычные короткошерстные мурки и полукровки, «кошки из подвалов», цена которым не больше доллара. При этом цена некоторых породных животных, особенно рекордсменов, может достигать трех и более тысяч.